МКОУ СОШ п.Рудничный
п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области
  • ПМПк

    Школьный психолого – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы. Известный педагог Ю.К.Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учёбе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов…».

    Таким образом, психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.

    В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей  в процессе  обучения.

    Задачи консилиума:

    1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.
    2. Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса,  учебной программы, особенностях обучения.
    3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
    4. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

    Принципы работы психолого – педагогического консилиума:

    1. Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное. 
    2. Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
    3. Принцип закрытости информации.  Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например,  снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

     

    Функции консилиума:

    1. Диагностическая:
    • выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
    • изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
    • определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
    1. Реабилитирующая:
    • защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
    • выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
    • выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
    • семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
    • школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
    • выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
    1. Воспитательная:
    • разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
    • интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
    • обеспечение преемственности педагогических воздействий.

    Виды консилиумов

    По цели психолого – педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные. Подробней остановимся на характеристике каждого вида.

    1. Первичный консилиум проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Как правило, это психолог, логопед и/или дефектолог, психиатр, педагог; в отдельных случаях могут быть привлечены другие специалисты.

    Цель консилиума: определение

    · особенностей развития учащегося,       

    · возможных условий и форм его обучения,

    · необходимого психологического, логопедического и/или иного сопровождения педагогического процесса.

    1. Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.

    Цель консилиума: 

    • оценка динамики обучения и коррекции,
    • внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу,
    • изменение формы, режима или программы обучения,
    • назначение дополнительных обследований.
    1. Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

    Цель консилиума:

    • выяснение причин возникших проблем;
    • оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
    • определение допустимых нагрузок;
    • определение необходимости изменения режима или формы обучения.
    1. Заключительный консилиум  проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено) или в связи с завершением коррекционной работы.

    Цель консилиума:

    • оценка статуса учащегося на момент окончания обучения:
      приобретённые знания по всем учебным предметам,
      степень социализации,
      состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер,
      уровень развития высших психических функций;
    • рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.

    Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка.

    Организация работы консилиума

    Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений каждого ученика в учебном году. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвящённые учащимся одного класса СКО. Совещание может быть также созвано в экстренном порядке.

     Таким образом, консилиум играет в системе психолого - педагогической деятельности очень важную роль. Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик, психолог и т.д., и на основе целостного видения ученика,  с учётом данных о прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.

    Психолого – педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.

     Данная организационная форма деятельности  представляет собой существенный этап психопрофилактической работы, расширяет  возможности  психолога, делая его работу более конкретной, содержательной и результативной.

       Профессионально грамотно подготовленный, он помогает развитию и учащихся,  и учителей, и всего педагогического коллектива

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie