Школьный психолого – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы. Известный педагог Ю.К.Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учёбе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов…».
Таким образом, психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.
В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.
Задачи консилиума:
- Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.
- Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения.
- Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
- Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы работы психолого – педагогического консилиума:
- Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.
- Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
- Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Функции консилиума:
- Диагностическая:
- выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
- Реабилитирующая:
- защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
- выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
- выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
- семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
- школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
- выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
- Воспитательная:
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
- интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
- обеспечение преемственности педагогических воздействий.
Виды консилиумов
По цели психолого – педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные. Подробней остановимся на характеристике каждого вида.
- Первичный консилиум проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Как правило, это психолог, логопед и/или дефектолог, психиатр, педагог; в отдельных случаях могут быть привлечены другие специалисты.
Цель консилиума: определение
· особенностей развития учащегося,
· возможных условий и форм его обучения,
· необходимого психологического, логопедического и/или иного сопровождения педагогического процесса.
- Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.
Цель консилиума:
- оценка динамики обучения и коррекции,
- внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу,
- изменение формы, режима или программы обучения,
- назначение дополнительных обследований.
- Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).
Цель консилиума:
- выяснение причин возникших проблем;
- оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
- определение допустимых нагрузок;
- определение необходимости изменения режима или формы обучения.
- Заключительный консилиум проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено) или в связи с завершением коррекционной работы.
Цель консилиума:
- оценка статуса учащегося на момент окончания обучения:
приобретённые знания по всем учебным предметам,
степень социализации,
состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер,
уровень развития высших психических функций; - рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.
Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка.
Организация работы консилиума
Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений каждого ученика в учебном году. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвящённые учащимся одного класса СКО. Совещание может быть также созвано в экстренном порядке.
Таким образом, консилиум играет в системе психолого - педагогической деятельности очень важную роль. Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик, психолог и т.д., и на основе целостного видения ученика, с учётом данных о прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Психолого – педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
Данная организационная форма деятельности представляет собой существенный этап психопрофилактической работы, расширяет возможности психолога, делая его работу более конкретной, содержательной и результативной.
Профессионально грамотно подготовленный, он помогает развитию и учащихся, и учителей, и всего педагогического коллектива